Есть ещё персонажи в закромах отечественных мультиков)))) Импортозамещение в действии — и у нас есть свои принцессы)))
Привет всем, кто заглянул почитать историю о создании костюма Царевны Лягушки из советского мультфильма «Василиса Прекрасная», студия Союзмультфильм 1977го года))) Далее присутствуют — МНОГАБУКАФФ, боль, нытье, страдания, приступы творческого вдохновения и депрессия демотивации, рефлексия по обратной связи, "бесячие пайетки", в основном нормативная лексика и полное отсутствие чувства юмора.
Изначально главной сложностью в этом костюме мне, как человеку-пошивуну, виделась корона. Платье не виделось проблемой - несколько цветов атласа, аппликации, и все норм. А потом в магазине я увидела ЕЁ.
Синие и аквамариновые пайетки 2х размеров, на плотном зелёном шифоне, небанально пришитые, по дикой скидке (но все равно слопавшие за раз ВЕСЬ бюджет, что закладывался с запасом на ткань) и, внимание, остаток РОВНО НЕОБХОДИМОГО МЕТРАЖА!!! И это же ЛЯГУХА! Как называется кожа лягухи, я не знаю, но подумала, что это вполне себе отыгрывается пайетками. Я решила, что это судьба. Червячок здравого смысла меня отговоривал "Мать, ты в своём уме, ты в жизни с пайетками не работала! Ладно, не жалко себя - домашних пожалей! Они же потом будут осколки этих пайеток отовсюду вытаскивать ещё полгода! Ладно, не жалко людей - технику свою любимую пожалей! Что тебе машинка на эти пайетки скажет!!!" Но внутренняя сорока и друзья-товарищи червячка успешно заткнули.
"Тушка" платья
Понимание, насколько я "попала" пришло в первые минуты раскроя. Даже сложить ткань аккуратно - проблема. Она не двигается, а цепляется что репейник за другую сторону. А уж сколько пайеточного лома в процессе нарезки... Но ткань в магазин не воротишь - шьем из этого.
Что шьют из пайеток нормальные люди? Прямые юбки, топы и платья. Более ловкие и профессиональные могут сбацать платье ну если не с рельефами - так хотя бы с заужением по талии и доп. клиньями на юбке, сценический такой вариант. И то не факт, что у этого платья не будет спина из пайеток тоже. А что же я? Платье из 7 деталей по тушке (я думаю, эту выкройку эльфячьего платья не поюзал только ленивый, я вот 2й раз юзаю), с дофига клешеной юбкой, и самое страшное - фестончатый край (это когда край детали не ровный, а фигурной красотой вырезан, тут такое на рукаве и подоле). Ну вот как, КАК его обработать?! Подгибка? Нет, грубо и контур нарушается. Обоверложить? Нет, к такому жизнь моего Бро не готовила. Подклад, пришить и вывернуть? Вероятность не зацепить пайетки и чтобы аккуратно вывернулось стремится к нулю. Но до этого было еще далеко)))
Собрала, примерила, посыпая все вокруг пайетками. Основной страх при работе с платьем был - чтобы осталась в целости и сохранности центральная жёлтая деталь, пайетки штука опасная и царапучая. Также хочу отметить, что ткань достаточно тяжёлая, а шифон все-таки не самая крепкая основа. Поэтому каждый шов укреплен специальным флизелином (формбанд, что ли?). Ушло что-то около 8 метров. Клеить флизелин на пайеточную ткань - то ещё удовольствие, я вам скажу.
1я нижняя юбка
Вроде ерунда, но тем не менее - моя отдельная маленькая гордость. Я смогла сделать технологически правильную бесшовную подгибку юбки-полусолнце из очень плотного прокатного (он же свадебный) атласа с длинной окружности около 5 метров! Сначала утюжить по трафарету, чтобы убрать излишки ткани, затем приметать, затем отогнуть и обоверложить, убрать наметку, вложить паутинку в шов, и аккуратно приклеить, следя, чтобы шов не отпечатался на лицо. Вуаля - замечательная подгибка))) Я словила эстетический кайф)))
Подъюбник
был подробно описан туть https://burdastyle.ru/fotoforum/svadebnaya-moda/pyshnota-oborochnoe-oblachko--264171/
Лирическое отступление. Про детализацию и цветопередачу
Цветопередача в старых советских мультиках, а также детализированость прорисовки - отдельная боль. Не НЕТ. Это когда на соседних кадрах фестоны рукава меняют размер, фата - форму, а рукава превращаются в функциональную шаль. Когда ты понимаешь, что фронтальная проекция короны люто не совпадает с боковой.
Когда ты фигпонимаешь, сколько на рукавах полосок, какого они цвета, а уж про постоянство длины рукава и соотношения зелёной и жёлтой части речь вообще не идёт (здесь должна быть пятиминутка зависти косплеерам игр, у которых есть 3Д модели, и косплеерам фильмов, где костюмы чаще все-таки существуют как физический объект).
РУКАВА
При очередном набеге на магазины в поисках ткани на рукава и мучительное сравнение ожидания с реальностью я осознала страшное - рукава не просто не совпадают по цвету с центральной вставкой. Они ДВУСТОРОННИЕ, и ИЗНАНКА рукава должна ближе по цвету к центральной вставке - тёплый золотистый или желтый, а лицевая сторона - холодный жёлтый.
Но это ещё полбеды. Все же знают, какое завидное постоянство проявляет цвет атласа в зависимости от освещения и настроек камеры фотографа? То-то же. Набег на магазины, фотканье со вспышкой, без вспышки, под таким и сяким углом, уход домой на подумать, до крови из глаз рассматривание фоток, решение, покупка, возвращение домой... И опять сопли-слезы ЦВЕТ НЕ ТОТ!!! (здесь должна быть пятиминутка зависти крафтерам, которые при наличии прокачанного скилла могут намешать любой оттенок краски со всеми нужными полутонами и покрасить со всеми нужными тенями)
Когда пришло осознание про двусторонюю ткань, я поняла, что тут только шторы мой бро, ибо делать жёлтую часть двухслойной, да ещё и из плотных материалов - такой пирожок машинке скормить не удалось бы. Конечно, хотелось взять одну ткань на жёлтую часть рукава и на центральную вставку. Долго думала между 2мя тканями, двусторонним атласом и блэкаутом (в магазинах на разных концах города, конечно). Купила атлас, принесла домой, расплакалась - даже тёмная сторона слишком бледная для центральной вставки! А у блэкаута на фотках светлая сторона, которую глаз видит жёлтой, фотик видит БЕЛОЙ! Короче, и тёмная сторона атласа, и светлая сторона блэкаута слишком светлые для своих задач. Так и купила разные ткани. Но есть целая одна фотка с феста в НиНо, где центральная деталь и изнанка рукава как из одной ткани))))) Лучи добра фотографу))))
Чтобы поднимались свободно руки — стандартную выкройку рукава разрезала почти до плечевого шва раз 5 и «раскрыла» как цветочек.
С зелёной часть рукавов особых вопросов не было - мне достаточно быстро попался на глаза отличный зелёный матовый прокатный (он же свадебный, плотный и колом стоит) атлас, с ним работать одно удовольствие. На юбке тоже он.
Возвращаемся к жёлтой части. Относительно изначальной версии платья я поняла, что фестоны на рукавах один фиг более крупные, чем моя старая тесьма, и должны быть реализованы кроем, а не обыгрываться тесьмой. Так я и сделала. Вариантов размеров прикидывала несколько, но решила остановиться на таком, среднем, что позволяет фестонам не "заворачиваться" вовнутрь.
Обработка края. Вариант обоверложить был отметен сразу - у меня не тот скилл, чтобы эти волнушки ровненько сделать. Значит, будем обшивать тесьмой, либо перегибать одну широкую, либо просто с каждой стороны (изнанке и лицу) по тесьме. Остановилась на широком варианте, он даёт бОльшую защиту краю, как будто обнимает его))) Ну и погнали. На каждом рукаве около 5 метров тесьмы. Пришивалось вручную мононитью.
Стык зелёного и жёлтого ранее прикрывался золотой тесьмой, далее на жёлтой части размещались синяя и зелёная тесьма. Относительно изначальной версии платья я обратила внимание, что на стыке зелёного и жёлтого наблюдается нечто скорее тёмное. Ну я поприсматривалась, и решила, что на стыке будет синяя тесьма, а на жёлтой части - зелёная, чуть ближе к зелёной части. Пришивать на весу нельзя, скосит. Да блин, эта тесьма даже в разложенном состоянии норовит искривиться не туда((( Зелёной 3-3,5 метра, синей 2,5-3 метра, точно не помню.
Термостразы на рукаве 5ти размеров, ушла упаковка 1200 штук. Сначала клеила на В-7000, затем для верности по изнанке утюгом.
Внутренний голубой рукав с белым манжетом - бифлекс и красивая готовая резинка. Рукав целостный, пришит к плечу, не перчатка.
Шов внешнего рукава, дофига заметный если рука опущена, прикрыт тесьмой как на фестонах рукава. Ну не могла я оставить торчащим даже обоверложенный шов. Уже огребла за это дело совершенно справедливо.
...когда я пришивала пирожочек из 3х слоев ткани к пайеточной тушке платья - мне казалось, я прямо слышала, как машинка говорит, что она обо мне думает. И ничего хорошего она обо мне не думала)))
"Капельки" на подоле, 16 штук
В славные времена, когда я планировала платье из атласа, сия деталь сложностей не вызывала - банальная аппликация из той же ткани. Делать аппликацию на пайетках из атласа, причём такого, какой на костюме не присутствует - только почём зря огород городить, надо брать материалы, которые уже в костюме есть, то есть... И да, снова пайетки, белые на ленте как на декоре центральной части, синие также на ленте (грешна, просто купила бобиной, не стала срезать с остатков ткани как для декора центральной части, иначе я бы совсем-совсем померла. А так я просто померла).
Вариант шить непосредственно на платье отпал сразу ввиду отсутствия манекена. Значит делаем отдельные детальки. Первый вариант был - просто пришить пайеточную ленту на вырезанный в форме капли габардин. Времени убила море, а получившуюся "соплю" я даже показывать стыдно. Второй вариант - сначала с помощью Момент Кристалла приклеить ленту на ткань, затем пришить (я человек-пошивун, и клею в делах пошивунских не доверяю). Так и решила. Сначала на 16 детальках по 4 ряда белых пайеток уложила, пришила, затем приклеила синюю часть, пришила. Это только звучит хорошо - пришила. А вы пробовали шить пропитанную клеем ткань? Лучше не пробуйте. Пальцам хана.
...но каждый раз заходя в комнату я невольно расфокусировывала зрение, чтобы в полной мере насладиться завораживающим блеском этой красоты... И как же я мечтала, наконец, сделать фотку этого "цветочка"))))
... А потом люто матерящийся муж прикалывал это все к подолу, "чтобы ровненько было" (как мы помним, манекена на тот момент еще не было). Затем не менее матерящаяся я, зацепив вешалку с платьем на верхнюю притолку дверного проёма, их пришивала.
На фестивале в Питере я услышала обратную связь, что накидывать пайетки на пайетки - не самая удачная идея, и на сцене все сливается. Я сначала не особо въехала, почему так, ведь я на тот момент видела только фотки с телефона, как костюм смотрится вне сцены, и было норм. И мне эти детали виделись не как ДЕКОР, который должен сильно выделяться, а как нечто целостное с тканью платья. Но мнение запомнила....и как только я увидела фото и видео со сцены, я поняла, о чем речь. Мне включили синезеленую подсветку, которая почти никак не сказалась на основной ткани, но напрочь убила белые пайетки, превратив их в невразумительное сливающееся нечто. И даже когда верхнюю часть тела выхватили нормальным белым светом, подол так и остался в синезеленой заливке невразумительным пятном :((((((
Поэтому на фесте в НиНо, уже с обновлённым костюмом, я указала пожелание световику чтобы на костюм никакого цветного света не попадало. Судя по фоткам и видео - это правильное решение капельки играют норм)))
Вспоминаем, что была еще проблема с обработкой фестончатого края, который не подшить, не подогнуть, не обоверложить? Как только я его не крутила. Долгое время самым рабочим был вариант с хлопковой косой бейкой, а поверх пайетки. Попробовала. Получилась грубо, очень, т.к бейку приходилось смещать внутрь. Так и решила, просто пришить по краю пайетки через бисеринку, те самые, cрезанные с тушки платья. Родные, можно сказать)))
Кстати, вы хотите меня спросить, почему я просто не пришила зелененькую часть юбки к синенькой пайеточной? Спросите что полегче. Наверно, потому что исторический танцор неистребим, и везде видит разные юбки.
Декор нижней части центральной жёлтой детали.
Я тут разглядела 4 основных блока: нижняя синяя часть, совпадающая по цвету с тушкой платья, выше небольшая более светлая полоса, белая деталь, и контуры вверх. Снова многострадальная цветопередача. На некоторых картинках контуры и нижняя часть чуть ли не в чёрный уходили. Но я решила ориентироваться на видео с мультиком с ютюба. Опять-таки, чтобы не городить огород, решила использовать материалы, которые уже есть на платье, то есть - срезать пайетки с обрезков ткани с тушки платья.
Пробовала пришивать только крупные пайетки - вышло слишком сине, поэтому я чередовала - чисто синяя пайетка через бисеринку, затем сразу две, синяя и аквамариновая, также через бисеринку. Верхний ряд - маленькие аквамариновые пайетки. Ещё выше - белые пайетки на бобине (до этого ещё был этап лютого тупняка, когда я пыталась пришивать чисто нитками, без бисера. Один треугольник, 4 часа, спать, а утром глянула свежим взглядом, и поняла, как облажалась, побежала за бисером)
Даже в изначальном варианте синие части - это были отдельные детали. Белые уже знакомым нам способом - сначала на клей, затем фиксировать нитками, правда тут в отличие от "капелек" на подоле дополнительно использовались бисеринки.
По итогам рефлексии по старой версии платья было принято решение, что синие части надо удлиннить и «вытянуть», белую часть также скорректировать. Ну и конечно, на старой я люто запарила сделать тоненькие полоски вверх.
Оффтоп про музыку и выступление
Думала долго, всю думалку сломала. А потом вдруг из чертогов памяти всплыла чудесная музыка из русско-китайского фильма 1997го года «Волшебный портрет». По сути его героиня, Сяо Цин, является таким же воплощением сказочного архетипа «Чудесная невеста», как и Царевна-Лягушка))) И как раз под эту музыку она в ночи вышивает, чтобы помочь своему Ивану избавиться от долгов))) Я считаю, чудесный вариант для выхода Царевны-Лягушки)))
Спасибо всем кто дочитал))))
Если интересно посмотреть больше фотографий рабочего процесса и изготовление короны - это тут https://vk.com/@konnovaalena-ne-to-prekrasnaya-ne-to-premudraya-istoriya-sozdaniya-kostum
Видео с выступления в Нижнем Новгороде (с Питера еще нет) https://vk.com/videos340095078?z=video340095078_456239094%2Fpl_340095078_-2
А больше фоток с выступлений и всего такого - https://instagram.com/alenius_nn